Пастель

Печать

Пастель (французское pastell, итальянское pastello, от слова pasta - тесто) - изображение сухими, мягкими, цветными карандашами без оправы.  Термин "пастель" применяется также для обозначения техники живописи или рисунка и произведений, выполненных в данной технике.

        Пастелью рисуют на шероховатой, чаще цветной бумаге, грунтованном холсте, на замше. пергаменте, картоне. Изготовленные они из стёртых в порошок красящих пигментов с добавлением связующих и разбеливающих веществ. В качестве связующего вещества применяются растительный клей гуммиарабика (вишнёвый или абрикосовый клей), отвар солода, мучной клейстер, молоко и другое. В качестве разбеливающих веществ используются цинковые белила, мел, магнезия, тальк. Разбеливающие вещества вводятся для получения различных оттенков цвета по насыщенности и светлоте. В зависимости от количества и вида связующего вещества пастель может быть мягкой, средней твёрдости и твёрдой. Пастель имеет более 1650 оттенков.
    При рисовании портрета пастелью не требуется палитра. Необходимые оттенки цвета художник ищет непосредственно на бумаге или холсте, накладывая один цвет на другой или рядом с другим и смешивая их путём растирания или растушёвывания.  Пастелью рисуют портреты штриховым и нештриховым способами. При штриховом способе работа выполняется по принципу рисунка - штрихами различной толщины и длины, иногда мелкими штрихами в сочетании с широкими мазками цвета. Нештриховые способы различны. Цвет может быть нанесён гранями карандашей широкими пастозными или тонкослойными мазками, что позволяет без растушёвки добиться мягких переходов цвета и в тоже время насыщенного, выразительного колористического решения портрета.
        Растушёвка или размывка цвета кистью относятся к нештриховым способам. Нанесённый мазок цвета пастели растушёвывается и перекрывается другим. В результате втирания одного красочного слоя в другой художник достигает необходимого звучания цвета и мягкости перехода различных цветных тонов. При работе методом размывки пастель предварительно измельчается в порошок и растирается. Работа ведётся влажной кистью. Пастель по-особому красива. От других живописных техник она отличается исключительной чистотой и интенсивностью цвета, нежной, матовой бархатистостью поверхности красочного слоя. Более устойчивая к воздействию света, чем, например, акварель или масляная живопись, она не утрачивает своих качеств в течение столетий. В музеях мира рядом с пожелтевшими, потемневшими от времени картинами масляной живописи можно увидеть старинные пастели, сохранившие удивительную свежесть красок.
       Пастель даёт портретисту удивительные возможности - мягкость, лёгкость. воздушность. Рисунок пастелью приближает графику к живописи. Главное предназначение пастели - это живые, быстрые, эскизные зарисовки. Сочетание быстроты штриха свойственной рисунку с богатством художественных средств, которыми располагает живопись, пастель позволяет художнику достаточно полно выразить характер в портрете, форму и цвета.
       С давних пор рисовали пастелью портретисты самых разных направлений: как сторонники академической тенденции, так и приверженцы импрессионизма. И в наше время портреты в технике пастель весьма популярны и востребованы. Сейчас портреты пастелью выполняются на заказ по фотографии и с натуры.
       В художественной практике пастель появилась в конце 15 века. Этюд к портрету Изабеллы д'Эсте Мантуанской в 1495 году Леонардо да Винчи исполнил чёрным мелом, сангиной и в некоторых местах пастелью. С этой техникой его познакомил Жан Перреаль - французский придворный художник Людовика XII. Новый материал имел матовую фактуру и яркий цвет, который в отличии от масляной живописи не тускнел с годами.
       В начале 16 века появляется французский карандашный портрет, особый тип камерного портрета, который исполняли с натуры в один-два сеанса чёрным мелом, сангиной и пастелью. Подобные приёмы рисования устойчиво сохраняются на протяжении нескольких веков.
       В 18 веке пастель достигла своего рассвета и приобрела широкую популярность. В пастельной технике рисовали преимущественно портреты. Художники творили чудеса. С помощью мелков они могли несколькими штрихами зафиксировать характерные черты человека, фактуру ткани, теплоту бархата, прозрачность стекла, сверкание бриллиантов и орденов, типичное для пастели нежное сочетание тонов. Самым модным портретистом золотого века пастели считалась Розальба Каррьера (1675-1757). Портреты детские и женские, выполненные художницей, лишены назидательности и героического пафоса. Её влияние испытали многие художники, такие как виртуозный живописец Франсуа Буше, крупнейший английский портретист Джон Рассел (1745-1806) и швед Густав Лундберг(1695-1786).  Чрезвычайно популярный Морис Кантен де ла Тур(1704-1788) рисовал в этой технике огромные парадные портреты (например, портрет Людовика XV).
       В 19 веке имперские державные стили - классицизм, ампир, академизм не сильно жаловали пастель. Но романтики открывали в пастельной технике всё новые и новые возможности. Портретисты создавали пастелью пронзительное по искренности искусство не для тронных залов, а для частных интерьеров. В ранних карандашных портретах О. А. Кипренского пастель звучит, как ведущая музыкальная партия. Интенсивность её цвета придаёт карандашным портретам особое эмоциональное звучание, раскрывая тонкие душевные состояния его моделей. На протяжении первой половины своего творческого пути А. Г. Венецианов именно пастелью рисовал
портреты. В течении многих лет пастель занимала достойное место в его портретной практике.
В середине 19 века получает широкое распространение салонный портрет. Жертвуя своей лёгкостью и воздушностью, манера пастельного письма уплотняется, тяжелеет, словно соревнуется с масляной живописью. К классической пастельной технике художники обращаются редко. Только в тех случаях, когда нужно создать
эквивалент живописи.  На рубеже 19 - 20 веков пастель переживает второе рождение. Импрессионисты любили её за яркость и возможность передачи солнечного света. Превосходным мастером пастели был Эдгар Дега. В традиции салонно-академического работает К. Е. Маковский, пастельные произведения которого пользовались огромной популярностью у публики. Пастели И. И. Левитана 1890-х годов - это целая эпоха в развитии русской пленэрной живописи. В. А. Серов в пастельных портретах сохраняет стилистическую параллель с графическими работами. В пастели Серов - в первую очередь рисовальщик, как и И. Е. Репин. Их обращение к этой технике вызвано новыми веяниями времени - поисками нового изобразительного языка, знакомством с современным западным искусством.
     В начале 20 века пастель становится излюбленным материалом в портретном жанре. Техника пастели соединяет в себе живописные и графические возможности. Колористическое богатство пастели не только не уступает, но и превосходит возможности масляной живописи. Обращение к пастели как возрождение забытой техники. Элементы стилизации и даже имитации манеры старых мастеров можно увидеть в работах А. Н. Бенуа, З. Е. Серебряковой, К. А. Сомова, М. А. Врубеля. Художники 20 и 21 в. выпополняя портреты на заказ с фото или с натуры, в технику пастели включают уголь, сангину, соус, гуашь, темперу, акварель, радикально меняющие эмоциональное звучание пастели, наделяющие её невиданной в прежние эпохи энергией.
       На шероховатой бумаге или загрунтованном холсте пастель держится достаточно прочно, и закреплять её необязательно. Рисунок пастелью нужно помещать под стекло, чтобы защитить его от пыли и влажности. Пастельный портрет оформляют в раму с паспарту из картона, чтобы рисунок не соприкасался со стеклом.

       Примеры оформления портретов, выполненных пастелью  Вы можете посмотреть в разделе галерея.

     22.09.2009 г. Яков Пульнов