Владеть искусством живописи - это значит уметь изображать реальные предметы любой формы, разного цвета и материала в любом пространстве.
Великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи говорил: "Если ты, поэт, сумеешь рассказать и описать явление форм, то живописец сделает это так, что они покажутся ожившими благодаря светотени".
Чтобы создавать своими руками художественные произведения, требуется владение выразительными средствами живописи, а это невозможно без творческих способностей и таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, пространственное воображение. чувство цвета, линии и формы.
Приобретение практических живописных навыков - процесс сложный и длительный, требующий повышенного внимания, сосредоточенности, упорства и трудолюбия.
Преодолевать возникающие в творчестве трудности помогают влюблённость в своё дело, радость соприкосновения с искусством, гордость за успешные работы.
Для художника тренировка руки и глаза, овладение техникой обязательны в такой же мере, как беглость пальцев для пианиста.
Живопись - наиболее распространённый вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-нибудь поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописцами, используются рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись, как всякое искусство, является формой общественного сознания, представляет собой художественно-образное отражение мира. Но, отражая мир, художник одновременно воплощает в произведениях свои мысли и чувства, стремления, эстетические идеалы, даёт оценку явлениям жизни,
по-своему объясняя их сущность и смысл, выражает своё понимание мира.
Мир живописи богат и сложен, его сокровища накапливались человечеством на протяжении многих тысячелетий. Самые древние произведения живописи обнаружены учёными на стенах пещер, в которых обитали первобытные люди. С поразительной меткостью и остротой изображали первые художники сцены охоты и повадки животных. Так возникло искусство изображения красками на стене, имевшее черты, свойственные монументальной живописи.
Станковая живопись (картина) имеет самостоятельный характер и значение. Широта и полнота охвата реальной жизни сказывается в разнообразии присущих станковой живописи видов и жанров: бытовой, исторический, батальный жанры, портрет, пейзаж, натюрморт.
В отличие от монументальной станковая живопись не связана с плоскостью стены и может свободно экспонироваться.
Идейно-художественное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание зависит от условий экспонирования.
Помимо названных видов живописи существует декорационная - эскизы театральных декораций, декораций и костюмов для кино, а также миниатюры и иконопись.
Живопись, как и все другие виды искусства, имеет особый художественный язык, посредством которого художник передаёт свои идеи и чувства. В живописи точное изображение натуры реализуется через художественный образ, линию и цвет.
Несмотря на всё своё техническое совершенство, живопись ещё не является художественным произведением, если не вызывает сопереживания, эмоций зрителя. При абсолютно точном исполнении художник лишён возможности проявить своё отношение к изображаемому, если он ставит себе целью передать лишь сходство.
У известных мастеров изображение никогда полностью и точно не передаёт действительность, а лишь отображает её с определённой точки зрения. Художник выявляет преимущественно то, что он сознательно или интуитивно считает особенно важным, главным в данном случае.
Результатом такого активного отношения к натуре будет не просто точное изображение, а художественный образ, в котором автор, обобщая отдельные детали, подчёркивает самое главное, характерное. Таким образом, в произведении проявляются миропонимание и эстетическая позиция художника.
Цвет - одно из наиболее выразительных средств, применяемых в живописи. Художник передаёт на плоскости красочное богатство увиденного, при помощи цветоформы познаёт и отражает окружающий мир. В процессе изображения натуры развивается чувство цвета и его многочисленных оттенков, что позволяет использовать краски как основное выразительное средство живописи.
Восприятие цвета, а глаза художника способны отличить до 200 его оттенков, может быть, одно из самых счастливых качеств, которыми природа одарила человека.
Художник должен знать не только конструктивную сущность предметов, но и правила и законы живописного изображения натуры, её объём, материальность, о цветовой гармонии и колорите.
Зная законы контраста, художник ориентируется в тех изменениях цвета изображаемой натуры, которые в ряде случаев с трудом улавливаются глазом. Восприятие цвета зависит от того окружения, в котором предмет находится. Поэтому художник, передавая цвет натуры, сравнивает цвета друг с другом, добивается, чтобы они воспринимались во взаимосвязи или взаимных отношениях.
"Брать светотеневые отношения" - значит сохранить разницу между цветами по светлоте, насыщенности и оттенку соответственно тому, как это имеет место в натуре.
Контраст (как по свету, так и цветной) бывает особенно заметен на гранях соприкасающихся цветовых пятен. Размытость границ между контрастирующими цветами усиливает эффект цветового контраста, а чёткость границ пятен его снижает. Знание этих законов расширяет технические возможности в живописи, позволяет художнику при помощи контраста повысить интенсивность цвета красок, усилить их насыщенность, повысить или понизить их светлоту, что обогащает палитру живописца. Так, не используя смеси, а только контрастные сочетания тёплых и холодных цветов, можно добиться особой колористической звучности живописного полотна.
Различают две главные разновидности монументальной живописи - фреску и мозаику. Фреска - это техника живописи красками, разведёнными чистой или известковой водой, по свежей, сырой штукатурке.
Мозаика - изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня, смальты керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта - извести или цементе.
Фреска и мозаика - основные виды монументального искусства, которые благодаря своей долговечности и стойкости цвета употребляются для украшения архитектурных объёмов и плоскостей (стенная роспись, плафоны, панно).
Полотна кисти известных художников, разные по содержанию, художественной манере. колориту и технике письма, имеют одно объединяющее начало. У зрителя возникает ощущение непринуждённой лёгкости письма, создаётся впечатление, что они написаны на одном дыхании. При этом забываешь, что все великие
художники - труженики.
В каждой новой работе истинный художник стремится к ещё большему мастерству, чувствуя, как замыслы постоянно опережают возможности. Восхищаясь красотой мира, великие живописцы искали новые пути самовыражения. Больше всего они боялись самоуспокоенности и самодовольства, зная, что успокоившийся
художник перестаёт быть художником.
"Тот живописец, который не сомневается, - немного и достигнет", - утверждал Леонардо да Винчи. Искусство требует от художника всей жизни, ни на минуту не освобождая от внутренней творческой работы.
Произведение может стать выразительным, запоминающимся и значительным, когда в его создание вложена часть души, когда ясно выражены основная мысль, образ, которому подчинены все составные части композиции.
29. 05. 2009 год. Художник Яков Пульнов
< Предыдущая | Следующая > |
---|