Натюрморт

Печать

Натюрморт с цветами      Этот натюрморт я написал по голландским мотивам. Заказчик просил составить натюрморт "под старину", чтобы в нём были цветы и фрукты, но... чтобы в нём не было ничего стеклянного. Пейзаж вначале работы бал другой. (смотрите натюрморты в "галерее"). Но заканчивая натюрморт, для большей выразительности, я написал именно этот задний план.

Натюрморт - один из самостоятельных жанров живописи.
       Своеобразие жанра заключается в его больших изобразительных возможностях.  Через материальную сущность конкретных предметов истинный художник может в образной форме отразить существенные стороны жизни, вкусы и нравы, социальное положение людей, важные исторические события, а иногда и целую эпоху.

       Уметь правдиво изобразить с натуры форму и краски предметов - это значит передать с помощью  конструкции, перспективы, цветовых отношений пропорции, объём, материальность, пространственное  положение предметов и их характер в целостном живописном натюрморте. 
       Эти качества реалистического изображения предметов направлены на выявление их эстетических   свойств и красоты.       
       Издавна натюрморт считается лучшей школой реалистической живописи, где художник постигает  законы цветовой гармонии и пластику форм, учится мастерству владения техническими приёмами и  творческому отношению к натуре.
       Растения и цветы издревле являлись содержанием многих натюрмортов, вошли неотъемлемой частью  в картины крупнейших мастеров живописи. Растения и цветы насыщены всевозможными ракурсами, сложной ритмикой и переплетением форм,  неожиданными цветовыми нюансами, взаимосвязью цвета и фактурными особенностями.
       Цветы в букете как натура всегда привлекали и привлекают внимание художников, и чем тоньше,  взволнованнее, искреннее передана их естественная красота, тем более глубокие чувства вызывает она у зрителей.
       С определённой сложностью в изображении букета цветов живописец сталкивается с самого начала  работы над этюдом - с композиционным размещением будущего изображения на плоскости холста.  В хаотичном, на первый взгляд, нагромождении веток, листьев цветов надо рассмотреть общую массу, силуэт, пространственную структуру, ритмы,  колористический строй.
       Композиционный центр составит основу в разработке образной структуры натюрморта. Он должен определить наиболее важную в тематическом отношении часть, подчинить ей все второстепенные детали.  Центр композиции обусловливает взаимосвязь всех элементов композиции, общий строй натюрморта.
       Ритм направленных в стороны, вверх и частично вниз элементов растительности создаёт как бы  зрительный каркас, который организует изображение и руководит нашим восприятием.
       Незаметные, скрытые от взгляда ритмы, придающие изображению пластическую стройность и завершённость, как правило, маскируются такими живыми деталями, как листья и бутоны цветов.  Именно эти детали придают изображению живость впечатления и непринуждённость трактовке натюрморта  в целом.
       Свет, как и цвет, - важный выразительный элемент композиции в живописи. Известно, что обычно в полную силу пишут те предметы, которые составляют смысловую основу композиции. Как правило, композиционный центр в постановке высвечивается, оставляя второстепенные планы и детали затемнёнными, как бы поглощёнными тенью. 
       В истории натюрморта как самостоятельного жанра художники начиная с 17 века стремились не  только составить натюрморт красиво, подобрать к нему интересные предметы и драпировки, но и найти такое освещение, при котором наиболее полно раскрывалась бы идея. 
       Во все времена живописцы уделяли свету большое внимание, рассматривая освещённость предметов  как образное начало в постановке, способное вызвать у зрителя определённое настроение.
       Понять и почувствовать эмоциональную силу света в натюрморте поможет изучение мастерства  голландских художников-реалистов XVI - XVII вв.; Питера Класа, Виллема Геда, Франса Снайдера, в творчестве которых искусство натюрморта получило наивысшее развитие.
       Будучи блистательными рисовальщиками и живописцами, "малые голландцы" умели подмечать  эстетическую ценность вещи, а через неё передавать такую радость восприятия жизни, что до сих пор вызывают восхищение любовно написанные ими посуда, фрукты, дичь.
       Начиная с середины 19 века на развитие живописи, в том числе натюрморта, начал оказывать влияние французский импрессионизм. Художники стали проявлять больше интереса к среде, в которой находится  натюрморт, т. е. к передаче света, воздуха. игры цветовых  и световых пятен на поверхности предметов. 
       За счёт обогащения световыми эффектами значительно расширились живописные возможности палитры  художников.
       В ходе работы над рисунком может возникнуть пестрота, дробность в трактовке отдельных предметов  и их деталей.  Нужно восстановить цельность изображения, помня,  рисунок начинается по принципу  "от целого к частному", а заканчивается реализацией принципа "от частного к целому".
       Законченный рисунок должен быть не только грамотно построенным, но и выразительным. Для этого рисующему необходимо ответить себе на вопрос: как, подчёркивая или смягчая границы формы, обобщая тщательно проработанные детали и подчиняя их большой форме, правдиво отобразить материальную  сущность предметов, декоративный характер натюрморта?
       Как правило, классический натюрморт имеет чёткое пространственное разделение на три плана с ясно  выраженным композиционным центром. Передний план отводится мелким предметам дополняющим общий  замысел, но не отвлекающим внимание  зрителя от главного предмета, являющегося центром композиции (второй план).  Драпировки, расположенные на третьем плане натюрморта, играют роль фона.