В младших классах с нами училась девочка – Даша Кудрявцева. Она постоянно получала двойки, а в четверти преподаватели с трудом выводили ей трояк, лишь бы Даша могла закончить год и перейти в следующий класс.***Так длилось три года. В начале четвёртого класса, родители Даши переехали в другой район города и подобрали своему чаду школу там.
Наступила осень. Я шла уже в пятый класс. Увидев пустую заднюю парту, за которой обычно сидела Даша, мне стало грустно. Я вспомнила эту вечно обиженную девочку с русыми волосами, сидевшую прямо за мной и что-то постоянно рисовавшую, вместо того, чтобы смотреть в учебник и слушать учителя. Когда её вызывали – она ничего не могла ответить. В классе у неё сформировалась репутация ленивой, туповатой, не интересной…
Прошёл год. Иногда мы вспоминали, что была у нас такая одноклассница, однако так как, из-за репутации двоечницы, друзей за годы учёбы с нами у неё не появилось – никто не знал, где она и как устроилась на новом месте.
А весной… В пятницу, на большой перемене между уроками, вдруг в класс зашла она.
Эта скромная, забитая, ни с кем не дружившая девочка, вернулась сама!
– Привет! – смело крикнула Даша, распахнув дверь. – Как дела!?
От неожиданности мы все на минуту замерли. Наконец, тишину нарушила наша хулиганка Вита:
– Двойками похвастаться пришла!? Или оттуда тебя тоже уже отчислили?
– Даша, ты возвращаешься? – захихикали мы, понимая, что в нашей музыкальной гимназии учиться сложнее, чем в обычной школе. – Даже там тебя не взяли?
Ни один из нас ничуть не сомневался, что и в новой школе Даша учится плохо, ни с кем не дружит и тихо рисует за задней партой.
– Да нет! – спокойно ответила наша героиня, гордо смахнув со лба отросшую чёлку. – В новой школе я отличница!
В подтверждение Даша достала дневник (зная, что в этом классе ей не поверят, она заранее подготовила доказательства).
Полперемены, не веря своим глазам, мы листали оценки: самой низкой у девочки была четвёрка. К слову, в нашей школе получить тройку было для Даши праздником, она редко вытягивала ответ.
– Но я не за этим пришла! – продолжила Даша, когда мы убедились в правдивости её слов. – Я хотела… – Даша смутилась и опустила глаза, но уже через секунду собралась духом вдохнула и выпалила: – Я хотела пригласить вас на свою выставку картин!
***
В этот момент наступило молчание, а в дверях показалась наша классная руководительница:
– Картин!? – удивилась она. – Ты что, рисуешь?
Всё оказалось просто.
В новой школе педагог по рисованию разглядел в Даше способности: у не слушавшей учителя и вечно смотревшей в окно девочки, отлично получалось делать зарисовки деревьев. Учитель с ней немного позанимался, и за полгода Даша в совершенстве освоила техники живописи маслом и акварелью. Она написала столько картин, что школа организовала ей выставку на районном уровне.
– Вы думаете я двоечница? – повернулась к классному руководителю Даша. – Взгляните на мой дневник. Учителя в моей новой школе просто не знают вас и вашего вывода. Они считают меня талантливой! Они и не подумают, что я тупая! А я и не тупая! Я всё понимаю и могу выучить уроки, вы просто не верили!
До сих пор помню её глаза: полные радости и боли, влажные от взрыва чувств!
Мы были за Дашу рады. Ведь если задуматься, и правда – мы сами создали ей этот непривлекательный образ, вместо того, чтобы разглядеть в ней совсем другое. Учителя тоже поддались стереотипам. Мы поставили ей клеймо неудачницы и плохой ученицы.
С другим отношением в новой школе она смогла раскрыть в себе таланты и стать отличницей почти по всем предметам.
Помните поговорку? «Если человека называть свиньёй, то рано или поздно он захрюкает»? Этим грешат все: матери обзывают своих детей, жены – мужей, а мужья – жён.
«С психологической точки зрения, занятия изобразительным творчеством помогают выражать свою индивидуальность, справляться с различными эмоциями, а главное – обогащают внутренний мир, – говорит практикующий психотерапевт, консультант журнала «Lario Nova», рекомендованный специалист Международной школы группового психоанализа, Екатерина Ларионова /http://ekaterinalarionova.com/ . – Вместо того, чтобы хоть раз взглянуть на рисунки Даши, её ругали за рисование на уроках, внушали, что она ни к чему не способна и ленива. Правильным шагом со стороны педагогов, было бы разглядеть хоть один её талант и, отталкиваясь от этого, помочь поверить в свою способность к учёбе и достижению целей».
Художник-портретист Яков Пульнов работает на Арбате более 30 лет. «Написание картин, развивает определённое мироощущение, которое в жизни даёт человеку преимущества, – говорит он: – Начинаешь подмечать детали, нюансы окружающего тебя, развиваются интуиция и, главное, умение подобрать нужный инструмент решения вопросов взаимодействия с миром. Как я подбираю оттенки красок, так и в общении с людьми приобретается умение интуитивно подобрать подход к человеку.
Занятия живописью развивают концентрацию. Когда ребенок рисует, он учится рассуждать, сравнивать и принимать самостоятельные решения! Рисование развивает наблюдательность, пространственное воображение и аналитическое мышление, раскрывает способность к изобретательности, приучает к усидчивости и трудолюбию.
А если у ребёнка талант, и он видит результат своих усилий в картине – то это развивает в нём веру в себя и в свои возможности! Вероятно, поэтому Даша так
изменилась. Она вылезла из той скорлупы, в которую вы вгоняли её своим отношением и насмешками и смело пришла к вам будучи уже «новым человеком!»
Через отношение формируется реальность!
Психолог Роберт Розенталь однажды провёл в школе эксперимент. Он взял детей первого и второго класса и сделал им тест на IQ. Затем он дал учителям список тех, кто показал самые высокие результаты.
В конце года, при повторном тестировании, эти школьники показали заметное лучшие результаты по сравнению со сверстниками.
Но парадокс в том, что Розенталь выбрал фамилии случайно (!), независимо от фактических результатов IQ.
Ученики стали успешнее учиться, потому что учителя подсознательно выделяли этих школьников, давали им больше шансов, внимания и обратной связи. Их ожидания для особой группы были выше, и эти ожидания создали новую реальность.
Розенталь так объяснил свое открытие:
То, что один человек ожидает от другого – может стать самоисполняющимся пророчеством.
Этот эффект называют эффектом «Пигмалиона», в честь рассказа Овидия о скульпторе, который влюбился в одну из своих статуй.
По легенде, Пигмалион был скульптором на острове Кипр. Однажды он вырезал женскую статую из слоновой кости. Она была так прекрасна, что юноша влюбился: стал делать ей подарки и одевать в дорогую одежду. Однако статуя оставалась статуей, и любовь была безответна.
Во время праздника Афродиты – Пигмалион попросил богиню дать ему в жёны столько же прекрасную женщину, как и выполненная им скульптура. Пигмалион не осмелился просить оживить холодное изваяние. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой своему скульптору и родила ему детей: сыновей Пафоса, Кинира и дочь Метарму.
Это легенда говорит о том, что если вы во что-то верите – однажды это обязательно сбудется.
***
Придя на выставку к Даше, мы не поверили, что картины писал ребёнок! Чёткость линий, игры света в золотой листве осеннего леса, шёпот колышущейся под ветром травы – всё было передано с невероятной тонкостью! На одной картине мы увидели одинокую березку. Именно такая росла под окнами нашего класса.
Даша нарисовала её по памяти, не упустив ни одной детали её изгибов.
Не зря девочка просидела у окна, выдерживая град наших насмешек и двоек от учителей! Как хорошо, что родители вовремя перевели её в новую, хоть и обычную школу, и Дашин талант не уснул, как неизбежно бы случилось, расти она с нами в нашей гимназии.
Таис Гусельникова